На лекции имама-мухтасиба

На днях посетила лекцию имама-мухтасиба Санкт-Петербурга и Ленинградской области Дамира Мухетдинова, с которой он выступил на Восточном факультете СПбГУ. Коль скоро были люди, спрашивавшие меня, о чём рассказывал имам и какое это произвело впечатление, позволю себе пусть не дословный, но надеюсь, что точный пересказ лекции «Российское мусульманство: призыв к осмыслению и контекстуализации».DSC_0646

Не скрою, ожидала увидеть степенного мужчину за 50 в чалме, говорящего общие фразы типа «ислам – религия мира» (такой у меня сложился образ имама). Поэтому несколько удивилась, когда в аудиторию вошёл молодой и энергичный мужчина в костюме и при галстуке, объявивший что присутствует здесь не только как имам, но и как академический учёный (Д.Мухетдинов — кандидат политических наук).

В начале лекции Дамир-хазрат поведал об истории мусульманской общины в России, отметив, что ислам на российских территориях имеет не менее древнюю историю, чем православие. Далее он рассказал о джадидизме — обновленческом движении в исламе, возникшем в Российской империи в XIX веке и о мусульманских реформаторах, бросавших вызов консервативной традиции.

Конечно же, не обошлось без упоминания болезненных как для мусульман, так и немусульман тем — терроризма, деятельности экстремистских организаций, ситуации на Ближнем Востоке. «Даиш»  — подчеркнул Дамир Ваисович, — это результат косного мышления, оперирующего категориями, характерными для средневековья, эпохи Крестовых походов. При этом он отметил, что во многом вина за происходящие события лежит на исламских странах, которые готовили боевиков для Афганистана, а позже — для Чечни, на тех, кто оказывал и оказывает им идеологическую и финансовую поддержку.

Дамир-хазрат отметил, что мусульманский мир сегодня находится во внутреннем смятении. В частности, он подверг критике некоторые явления, которые можно наблюдать в современном исламе: консервативность, не учитывающая порой дух и потребности времени, вытеснение Корана из жизни мусульман и их чрезмерное увлечение мнениями многочисленных богословов, отход от «коранического гуманизма» и как следствие — трансляция человеконенавистнических мнений.
Так, приводил примеры Дамир-хазрат, серьёзные богословы пишут трактаты о том, грех ли жевать жвачку, в исламской литературе можно встретить анахронизмы вроде «камушков и земли для подмывания», отдельные знатоки находят в хадисах обоснования для битья детей, ленящихся совершать намаз. С этими явлениями нужно бороться, подчеркнул имам.

Чтобы решить эти проблемы, по мнению Дамира-хазрата, необходимо реформирование ислама в соответствии с требованиями времени, рационалистический и критический подход к традиции, кроме того, следует исходить из гуманистических принципов и своей целью ставить поклонение Богу через служение людям.

В целом, Дамир-хазрат произвел впечатление человека энергичного и деятельного, современно мыслящего, открытого и не боящегося обсуждать «неудобные» вопросы, которые ставит перед обществом современность, что вселяет надежду на то, что на них отыщутся разумные ответы.

Надеюсь, это не последняя встреча с Дамиром Ваисовичем, что он ещё порадует своими лекциями (и искромётным чувством юмора!), а у интересующихся появится возможность подискутировать и задать имаму вопросы, в том числе непростые и каверзные.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s