Исламское право. Открытая лекция профессора Л.Р. Сюкияйнена

Сегодня побывала на открытой лекции профессора Л.Р. Сюкияйнена на тему «Исламское право как юридическое явление», которую он провёл в стенах Восточного факультета СПбГУ.

Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что Л.Р. Сюкияйнен — ведущий российский специалист по исламскому праву. Послушать Леонида Рудольфовича стоит тем, кто совсем ничего не знает об исламском праве, чтобы быстро войти в курс дела, понять что к чему в этой непростой области. Послушать его имеет смысл и тем, кто неплохо осведомлён в том, что такое исламское право, с тем чтобы разложить по полочкам свои знания. Ведь массив информации, касающейся исламских религиозно-правовых явлений, подчас кажется весьма запутанным. Сюкияйнен же мастерски распутывает эти хитросплетения, подчёркивая, что путаница не в самом явлении, а в головах людей его исследующих.

Леонид Рудольфович умеет увлекательно рассказывать, приправляя повествование шутками и случаями из жизни, оставаясь в рамках строгой академической науки.
Итак, вкратце, в телеграфном стиле, ни в коем случае не претендуя на полноту, для тех кто не был, но хотел побывать на лекции:

В научной, научно-популярной и публицистической литературе нередко отождествляют исламское право с шариатом, что, по мнению Сюкийянена, в корне неверно. В юриспруденции существует несколько определений права, но ни одно из них не подходит к шариату, не обладая характеристиками права, он не может им называться.
Шариат — совокупность норм и предписаний, источником которых являются Коран и Сунна. Предписания шариата делятся на:
-догматические;
-этические нормы, касающиеся внутреннего мира человека;
-практические правила внешне выраженного поведения.

Третьей группой упомянутых явлений занимается такая наука, как фикх, который ближе всех и стоит к праву в его юридическом понимании. Что такое фикх? Фикх, полагает Сюкияйнен, солидаризуясь с мнением ибн Хальдуна, имеет два значения:
-наука о правилах, регулирующих внешне выраженное поведение;
-сами эти правила.

Далее он выделил группы правил внешне выраженного поведения, выработкой которых занимается фикх:
1. религиозные правила (исполнение культа и т.д.);
2. правила, регулирующие отношения между людьми (брак, купля-продажа и т.д.);
3. правила поведения человека по отношению к самому себе (одежда, еда и т.д.).

Фикх берет правила из шариата, если они там содержатся в готовом виде, а если нет, то «шьёт» новые правила из имеющихся в шариате материалов. «Даже по вопросу о том, разрешается ли профессору из Москвы читать лекцию об исламском праве при таком освещении — можно вывести соответствующее правило»,— пошутил Сюкияйнен.

Далее были вопросы и ответы о фетвах, шариатских судах (в т.ч. в России), исламских финансах и пр., что уже никак не помещается в этот пост.
Кому интересны ответы компетентного и неангажированного специалиста на подобные вопросы — рекомендую посмотреть следующие видео.
Общие принципы Фикха
Исламское право

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s