Тринадцатый воин Ахмад ибн Фадлан

—У Вас тут такая книга интересная лежала на столе, — почти хором сказали нашему заведующему кафедрой мы с коллегой, занимающейся китаеведением.
—Это какая? — полюбопытствовал заведующий.
—О путешествиях Ахмада ибн Фадлана, — в один голос ответили мы.
—А откуда ты знаешь Ахмада ибн Фадлана? — почти хором спросили мы с заведующим у коллеги-китаистки. Уж очень удивительным нам показалось её знакомство с этим арабским путешественником Х века. Его ведь далеко не каждый студент-арабист знает!
Ответ оказался неожиданно прост:

—Ну как же?! Про него же фильм снят, «Тринадцатый воин», там его Антонио Бандерас играет!

Удивлённая и заинтригованная (вот уж где не ожидала встретить ибн Фадлана, так в популярном западном кино, да и Бандераса в роли средневекового арабского путешественника никак не могла себе представить!), я, придя домой, кинулась смотреть этот фильм.

Ничего особенного он собой не представлял. Эта экранизация романа американского писателя Майкла Крайтона «Пожиратели мёртвых» (1967), — классическая масскультовская лента, обращающаяся к вечно популярной теме «мрачного Средневековья», атмосферу которого создают суровые небритые мужики, путешествующие в далёкие и опасные земли, монструозные варвары, с которыми они отважно сражаются; кровь, жестокости, разорванные тела и прочие атрибуты «тёмных» веков.

Интересным и нетипичным для современного западного кинематографа кажется образ араба на экране, раскрывающийся по ходу фильма.
По сюжету, арабский путешественник Ахмад ибн Фадлан в исполнении Антонио Бандераса волею судеб попадает в общество северных племён — викингов. Он отправляется с ними в долгое и полное опасностей путешествие. Они — дикие, грязные, вонючие, вызывающие отвращение волосатые существа, он же, напротив, чистоплотен, ухожен и аккуратен. Они неграмотны и невоспитанны, он умён и учён, с лёгкостью осваивает их «варварский» язык. Даже, о ужас исламофоба, вполне эстетично показано, как ибн Фадлан, желая показать дикарям грамоту, чертит на песке арабской вязью слово «Аллах», кроме того, говорит о едином Боге, религии и совершает положенные молитвы. Да и сам факт того, что на эту роль взяли любимца женщин, красавца А. Бандераса, говорит о том, что создатели фильма хотели вывести на экран весьма позитивный образ араба-мусульманина.

Хотя едва ли в замыслах создателей фильма было продвижение идей толерантности, скорее им просто хотелось снять «что-то оригинальное». У всех в кино арабы — террористы, а у них — нетипично красивый, умный и мужественный Ахмад ибн Фадлан.

Впрочем, каковы бы ни были их замыслы, фильм в итоге оказался провальным, вернув не более половины затраченных на его съёмки и продвижение денег. Сложно сказать, чем лента не понравилась массовому зрителю: может, виной тому «хороший» араб, а может, «нехорошая» цифра 13.
В целом, фильм — далеко не худший образец своего жанра, вполне справляющийся с функцией развлекательной страшилки, да к тому же способный вызвать интерес к арабо-исламской истории и культуре, пусть даже у исчезающе-малого процента зрителей.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s