Израильские черкесы

Когда мы подъезжали, въезжали и, наконец, входили в деревню Кфар-Кама, меня неотступно преследовала мысль: «Куда я попала?» Вроде бы видимый издалека минарет сообщает, что селение арабское, но почему мечеть в чёрно-белую полоску? Да и дома вокруг были из чёрного камня, совершенно непривычного для глаза путешествующего по Израилю. Ведь всё, за редким исключением, здесь песочно-жёлтого, светло-коричневого, серо-коричневого, охристого цветов: дома, заборы, храмы, сама пустыня, наконец. Что это за таблички на домах на пяти языках, стрелы и звёзды на заборах?

Когда заиграла кавказская музыка и вышли люди в кавказских костюмах, наступило прозрение (а может, я запуталась ещё больше!): я на Кавказе! На странном израильском Кавказе.Изображение

Изображение

Нас встречали с музыкой. К музыке прилагались радушные улыбки черкесов, чай и пирожки с адыгейским сыром.

После этих приятных и вкусных церемоний мы прошли внутрь помещения, где для нас исполнили несколько кавказских танцев,  в том числе и лезгинку (куда ж без неё!), дополнив выступление рассказами о том, что обозначает то или иное движение в танце и весь он в целом.Изображение

DSC_1364-1

Народные танцы интересны заключенными в них смыслами, которые сегодня мы не всегда способны уловить. Танец по сути является невербальным общением между юношей и девушкой. И кавказский танец не исключение: каждое движение имеет смысловую нагрузку. Мужчина в танце демонстрирует свою силу, храбрость, мужество, свою заинтересованность в знакомстве, наконец. При этом очень важна правильная осанка, ритм и энергичные движения. Кто ж обратит внимание на вялого и сутулого горца?! Изображение

Девушка, напротив, двигается плавно, ведёт себя очень сдержанно, её мелкие шажки, скрываемые длинным платьем, создают впечатление, что она плывёт. Девушка в таком танце показывает свою скромность, честь, женственность и нежность. Изображение

Есть определенные правила в танце, которые должны соблюдаться, и за исполнением которых следил специально назначенный для этих целей «арбитр».

Во время танца девушка может подавать молодому человеку знаки, свидетельствующие о желании продолжить общение или, напротив, его прекратить. Едва заметное движение, взгляд, улыбка несёт в себе сообщение. Сегодня, когда для передачи сообщений используются социальные сети и различные мессенджеры, а для передачи чувств – смайлики, наверное, семиотика танца не так уж и нужна. Но, думаю, никто не станет спорить, что с точки зрения эстетики танец вне конкуренции.

После концертной части перешли к исторической. черк

Наш гид вкратце рассказал нам о том, как черкесы оказались на Ближнем Востоке (об этом я писала в другом посте). В своём рассказе он старался отмежевать черкесов от других кавказцев, в частности от тех, кто под руководством имама Шамиля воевал против Российской империи. Возможно, его упоминание связано с тем, как я уже писала ранее, что бытовала традиция называть черкесами всех кавказцев. «Не все черкесы хотели воевать, — продолжал наш гид,- не всем черкесам нравился имам Шамиль, кто-то был готов сотрудничать с русскими, кто-то вообще не хотел вмешиваться в эту войну, предпочитая нейтралитет».

Рассказав о высылке черкесов с Кавказа и их рассеянии по странам Ближнего Востока, гид поведал и о их жизни в Израиле.

В Израиле черкесов совсем немного – около 4-5 тысяч человек. Расселились они ещё в 1870-х годах на севере страны, в Галилее, где и живут по сей день в двух деревнях – Кфар Каме и Рихании.

Что касается, религии черкесов, то изначально они были язычниками. Исламизировать их стремился вышеупомянутый Шамиль, немалый вклад в исламизацию черкесов внесли турки. Какой ислам порой несли турецкие проповедники можно представить, когда читаешь воспоминания русского офицера Ф.Торнау, ставшего свидетелем того, как мулла рассказывал черкесам, что пророка Мухаммада вынудили бежать из Мекки в Медину …русские!

Не все хотели принимать ислам, не все его приняли. Но сегодня большинство черкесов — мусульмане, правда, есть среди них светские, есть и те, кто сохранил доисламские верования.

После экскурса в историю мы отправились изучать посёлок. DSC_1382DSC_1389

DSC_1374DSC_1387Деревня черкесов выглядела очень ухоженно и аккуратно: хорошие дороги, добротно сделанные дома, каменные заборы. Здесь вообще повсюду распространено каменное строительство. Каменные дома в поселениях русскому человеку, привыкшему к тому, что деревня – это бревенчатые домики, кажутся свидетельством богатства и роскоши. В нашей стране бескрайних лесов каменное строительство издавна считалось прерогативой богатых, в то время как люди попроще довольствовались деревом. На Ближнем Востоке с деревом очень плохо, зато с камнем проблем нет. Потому каменные дома здесь у всех: евреев, арабов, черкесов, и даже в лагерях беженцев. И определить уровень благосостояния населения, подходя с российскими мерками, непросто.

Но я отвлеклась. После прогулки по каменным улицам мы, наконец, оказались в традиционном жилище черкесов. ИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеDSC_1399Нашим взорам предстал двор со скромной глинобитной хижиной, сараем, печкой. В небольшом доме-музее собраны мебель, предметы интерьера, костюмы, утварь, конская сбруя.

Было приятно видеть, как здесь, вдали от Кавказа, на котором большинство из этих людей и не были, бережно хранят и заботятся о той, ушедшей уже культуре и традициях. Черкесы учат язык, ставший за многие годы для них чужим, сохраняют культуру и вдали от исторической Родины стараются не забывать традиции предков.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s