Черкесы: предыстория

Черкесы были невероятно популярны в Европе 19 века. О них писали статьи и книги; путешественники, журналисты и разведчики публиковали дневники о своих поездках в Черкессию. Сохранилось большое количество гравюр и рисунков, изображающих черкесов. Европа восхищалась черкесами, романтизировала их образ. Но в чём причина такой популярности?Untitled-1

Причина – война с русскими. Гордый горный народ, в течение ста лет (а по другим данным все 150) сдерживающий экспансию Российской империи на Кавказе, не мог не вызывать восторгов в западном обществе.

Впрочем, нелегко разобраться, кто такие черкесы.  Понятие «черкесы» использовалось европейцами и русскими для обозначения многочисленных этнических групп, проживающих на Кавказе (абадзехи, бжедуги, шапсуги, натухайцы, кабардинцы и др.). Европейские источники зачастую называли черкесами всех кавказцев вообще, например, имам Шамиль для них был «черкесским вождём».

Сами черкесы называли и называют по сей день себя адыгами (адыгэ). Правда, не очень понятно: было ли тогда у разрозненных кавказских племен чёткое представление о себе как о некоей большой общности адыгов или же это идея западной цивилизации.

Судьба этих народов драматична. Живя в таком стратегически важном регионе как Кавказ, они, кажется, самой историей были обречены погибнуть или покориться сильнейшим. Кавказ был нужен всем: Османской империи, России, Великобритании. И это место стало ареной для кровопролитных боев, которые с разной степенью интенсивности с некоторыми передышками велись в 18 и 19 столетиях.

Там было многое: и военная помощь Британии, и проповедники-муллы из Османской империи. Были эпидемии чумы и холеры, уносившие жизни тысяч черкесов. Были карательные операции российских войск. Было то, о чем Пушкин сказал: «смирись Кавказ: идёт Ермолов!», а Николай I – «усмирение навсегда горских народов или истребление непокорных». Были разбойные и грабительские набеги черкесов, продажа в рабство пленных. Было заселение этих земель казаками. Были, наконец, массовые депортации кавказцев (не только черкесов) в Османскую империю. Было много всего разного, непростого, неоднозначного.

На эту тему написано большое количество книг, не всегда объективных. Много обвинительных приговоров вынесено Российской империи (в том числе и такой странный, как использование бактериологического оружия в начале 19 века!). Есть и апологетика российской стороны, иногда топорная. Совсем мало «золотой середины».

Особенно горячи дискуссии на тему депортации и «геноцида» черкесов. В недавнем прошлом, а именно – в 2011 году, парламент Грузии признал действия Российской империи в ходе русско-кавказской войны геноцидом в отношении черкесского народа.

В преддверии сочинской Олимпиады-2014 набирает обороты тема «игры на костях предков». России стремятся напомнить о том, что происходило здесь 150-200 лет назад, ведутся разговоры и о бойкоте Игр.
Разумеется, пиарщикам «костяных тем» нет никакого дела до истинных чувств людей, которые они хотят подогреть; развитие черкесской темы едва ли связано с жалостью и состраданием политических кругов, высказывающихся по этому поводу. По всей видимости, это не более чем нечистоплотная политика, использующая в своих интересах национальные чувства этого этноса. Кстати, к чести России стоит добавить, что разговоры о геноциде, истреблении, депортации (каждый сам решает, какое слово выбрать) черкесов не являются запретными, книги на эту тему издаются, факты не замалчиваются, документы не скрываются.

Собственно, в результате этих действий сотни тысяч черкесов оказались в Османской империи. Позже, когда «больному человеку Европы», как называли Османскую империю ведущие мировые державы, помогли отойти в мир иной, когда были созданы новые государства, черкесы стали друг для друга иностранцами. Сегодня, кроме черкесов российских есть болгарские, турецкие, иорданские, ливанские, сирийские, израильские (о которых пойдет речь далее) и много других.

Без этой краткой предыстории мне не хотелось начинать разговор о встрече с израильскими черкесами, о которой расскажу в одном из следующих постов. Приятнейшие впечатления, которые у меня остались от посещения черкесской деревни и от общения с её жителями, сложно связать с некрасивыми разговорами об истории и политике.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s